Общая информация о шинах, колесных дисках, их конструкции, маркировке, применению на технике
Сегодня тяжелое оборудование стоит больших денег. Вопрос: как снизить ущерб от несовместимых шин на погрузчиках, самосвалах и прочей колесной технике? Давайте рассмотрим эту проблему и попытаемся дать пару советов. Сразу уточним, что речь во всех случаях идет о продукции с правильным давлением и при нормальной нагрузке.
Известно, что износ изменяет наружный диаметр (OD). Как результат, пара начинает становиться несовместимой (наружные диаметры отличаются). Это может привести к повреждению оборудования.
Начнем объяснение с темы важности одинаковых шин на приводной оси. Они должны полностью соответствовать друг другу на предмет геометрии: OD и длины окружности. Это позволяет избежать повреждения колес и самой тележки. Предлагаем список причин, которые могут привести к несовместимости:
Только представьте, любая из перечисленных причин может привести к тому, что каждая из несоответствующих моделей начнет вредно воздействовать на другую! Чтобы это было проще понять, условно примем, что приводная тележка спроектирована так, чтобы вращать колеса на одинаковой скорости. Если на оси будут установлены непарные шины (смотрите на картинку), меньшая начнет вращаться быстрее, чтобы проехать ту же самую дистанцию. А ведь она спроектирована, чтобы они работали в паре, а не противодействовали друг другу. Иными словами, непарные варианты приводят к увеличенному и раннему износу как колес, так и тележки.
Если все шины соответствуют друг другу по конструкции и производителю, правильно смонтированы и имеют рекомендованное давление и одинаковый пробег - износ и соответствующий OD будет равным и останется в пределах нормы. Наилучшим способом увеличить ходимость и обеспечить равномерное изнашивание — выполнять правила перестановки (ротации) по рекомендации дилера.
Если вы не будете поддерживать наружные габариты шин в пределах нормы, это приведет к чрезмерному износу как их, так и тележки. При несовместимости габаритов увеличится расход топлива, снизится производительность и ухудшится управляемость. Это имеет простое объяснение:
И еще раз напомним: ротация — весьма эффективный способ.
На паре важно поддерживать равную длину окружности (НД/ДО). Если установлены непарные шины, при прохождении одинакового пути меньшая будет вращаться быстрее, чем большая, на которую ляжет основная часть нагрузки.
Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что большая будет перегружена. Это приведет к тому, что она уже потенциально подвержена усталостному разрушению, и наверняка износится раньше. Меньшая, наоборот, несет небольшую нагрузку и будет вращаться с замедлением, чтобы соответствовать пройденному пути большой. Рабочая поверхность будет пробуксовывать и быстро изнашиваться.
Но и это еще не все! Поскольку износ на меньшем колесе с небольшой нагрузкой будет прогрессировать сильнее, чем на большом, разница в НД/ДО на спарке будет увеличиваться более быстрыми темпами.
Иными словами, такая ситуация в скором времени разрушает изделия в паре — как это хорошо видно на иллюстрации: на заднюю ось самосвала умудрились беспорядочно смонтировать разномастные шины, перепутав новые и старые, а заодно и рисунки протекторов и марки.
Если вы не справляетесь с этой проблемой, обращайтесь к своему дилеру.
Обычной причиной является случай, когда одно изделие из пары отправляется в ремонт. Поэтому мы рекомендуем внедрить программу «шинного менеджмента». Просто ведите учет оборудования с разным износом и отремонтированного для нужд замены.
Если придется снять колесо для ремонта, то не поленитесь установить на его место модель того же рисунка и производителя. Также примите во внимание соответствие остаточной величины протектора устанавливаемой шины состоянию беговой части парной.
Нормы допуска SAE J2204 для сочлененных самосвалов
Обратите внимание, что рекомендованные допуски имеют общий характер и не регламентируют каждый отдельный агрегат или марку. Более точные сведения можно получить у производителя техники. Запомните, что все сведения, упомянутые в этой статье, относятся к колесам, имеющим нормированное давление, соответствующее нагрузке транспортного средства.