Если вы не хотите занудствовать по поводу того, что даже после повторной балансировки колеса (условно будем называть его диском) продолжают бить, убедитесь, что диск установлен на ступице на одной оси вращения.
Другими словами, центр диска должен быть на одной оси с центром ступицы, что обеспечит качение всего колеса по плоскости дороги с минимальным радиальным биением.
Есть два способа правильной центровки колеса: по центру или по точкам крепления.
«Центральный» способ подразумевает центрирование по ступице, а «крепежный» полагается на центрирование диска на шпильках/болтах крепления самого колеса к ступице.
Если колесо центруется по ступице, истинный центр диска на осевой линии «ступицы/оси» обеспечивается установкой центровочной проставки — тыльного охватывающего кольца на охватываемом выступе ступицы. Еще его называют супинатором.
В случае центровки колеса по «крепежному» методу, его местоположение задается совмещением отверстий колеса и ответных шпилек (или болтов). Подразумевается, что крепежные отверстия колес точно сядут на шпильки, а будучи затянутыми гайками, отцентрируют диск по оси ступицы.
А как определить способ центровки? Если тыльная сторона диска имеет отчетливую подрезку, которая предназначена для плотного прилегания к выступу ступицы, это диск — центрального способа крепления. Если тыльная сторона центрального отверстия диска не имеет следов механической проточки, или торец ступицы не имеет выраженного опорного выступа, это колесо центруется крепежным способом.
Монтаж
При установке дисков со ступичным центрированием, они должны полностью сесть: центральный подрезанный конус плотно прилегает к охватываемому опорно-центрирующему выступу. Всегда следует тщательно соблюдать технологию затяжки.
При установке колес с центровкой по крепежу, очень важно исключить возможность «провисания» колеса на шпильках во время установки гаек. Прижимайте колесо к плоскости ступицы, постепенно закручивая гайки, и следуйте надлежащей последовательности затяжки (ко всем гайкам следует прилагать тарированный момент затяжки).
Если крепежные отверстия колеса просажены по размерам (они больше, чем это необходимо), есть вероятность, что колесо будет установлено со смещением от центра. Это будет заметно по легкой затяжке первых гаек, в то время как последние придется затягивать с чрезмерным усилием, поскольку их затяжке будет препятствовать кромки отверстия диска.
Стальные диски с центровкой по крепежу — если даже предположить, что центровка производилась правильно — очень подвержены эксцентриситету из-за разбитых (овальных) болтовых отверстий. Разбитые крепежные отверстия диска — это всегда проблема для любого колеса, но в данном случае, это еще и причина радиального биения (в случае крепежного метода центровки). Ступичные колеса менее чувствительны к этой проблеме, поскольку их центровка зависит от сопряжения центра диска с центром ступицы.
Заводская комплектация и вторичная комплектация
Конструкция дисков на некоторых автоконвейерах ступичной центровки предопределены заводской конструкцией. Это значит, что охватывающая проточка диска прецизионно фрезеруется, и это гарантирует точную посадку на охватываемый опорный выступ ступицы.
В то же время, многие диски вторичной комплектации могут быть предназначены для установки на многие типы автомашин, с целью уменьшения складских запасов одинаковых товаров. В этом случае, охватывающая проточка диска может быть максимизирована — чтобы подходить к наибольшему диаметру центра ступицы.
В этом случае — чтобы эти диски можно было установить на автомашины с меньшими диаметрами ступиц, нужно использовать легкосплавные или пластмассовые проставки-супинаторы. Наружный диаметр проставки специально сконструирован, чтобы подходить на максимальную проточку диска, а внутренний диаметр проставки подходит по размеру самому малому из номинальных центров ступицы.
Набор проставок поставляется в широком диапазоне внутренних диаметров — так, чтобы они подходили к наружному диаметру опорного выступа ступицы всех автомашин, для которых предназначены сами диски. Проставки просто защелкиваются в углублении центра диска, и фиксируются там. Обычно проставки не должны прилипать из-за электрохимической коррозии к колесу или ступице (поскольку изготовлены из пластмассы, или имеют гальваническое покрытие).
Если вы заказали комплект дисков для автомашины, рассчитанный на центровку по ступице, не думайте наивно, что вы запросто привинтите колеса и тронетесь в путь. Обратите внимание на то, чтобы проточка на тыльной стороне центрального отверстия колеса отвечала охватываемому выступу ступицы. Если посадка неплотная, потребуются центрующие проставки-супинаторы.
Обычно диски вторичного рынка продаются с проставками для конкретной автомашины. Всегда перепроверяйте, подходят ли предложенные продавцом проставки конструкции автомашины.
Где найти проставки
При установке легких дисков не забудьте о том, что потребуются проставки. Если колеса «центральные», с уже установленными проставками, убедитесь, что последние не прилипли к диску или ступице. В противном случае они могут отвалиться и потеряться, а установленное без проставки колесо получит сильное радиальное биение.
Если оригинальный диск был с проставкой, и она прилипла к ступице, это можно по ошибке и не заметить. Далее, при установке