Информация о шинах для мототехники
Иногда выбор резины для квадроциклов является проблемой. Новичок испытывает муки выбора, а не все продавцы склонны говорить правду. Но если вы знаете, что ищете, то сможете купить отличный комплект шин ATV без лишнего напряжения для вашего бюджета. Учитывайте 5 основных вещей, если собираетесь сделать покупку шин для своего квадроцикла. Изложенное ниже не является особой тайной, но если вы будете знать эти несложные рекомендации, то сможете избежать возможной поломки своего ATV, сэкономите немного денег на топливе и значительно улучшите ездовые характеристики аппарата.
Одним из главных определяющих факторов при выборе шин следует считать тип дорожного покрытия (или его отсутствие), по которому вы собираетесь кататься. Насчитывается не так уж и много основных рисунков протектора, их всего четыре:
Грязевые шины — У них специфический, расходящийся от центра к боковине рисунок, расположенный под углом. Это шины с направленным рисунком протектора. Они специально предназначена для работы... нет, ну вы знали... для работы в грязи. Грязевые шины справятся и на других типах поверхностей дорог (кроме дорог с твердым покрытием). Если вы не являетесь профессионалом-спортсменом, покупайте шины средней «зубастости». Эта шина как раз на картинке — Kenda K299.
Грязевые шины характеризуются высокими грунтозацепами (2,5 — 3 см) на беговой стороне. Грунтозацепы грязевой резины для квадроциклов разделяются обширными свободными поверхностями. Концепция такого дизайна заключается в самоочистке. По мере продвижения шины в бездорожье, грязь перемещается из центральной части протектора к боковым сторонам, а затем и вовсе вытесняется за пределы колеи. Чем быстрее вращается колесо, тем быстрее работает эта функция шины..
У грязевых шин есть три недостатка:
1) Износ шин очень зависит от эксплуатации шин за пределами грязи (если, к примеру, вы начали гонять на асфальтовым дорогам и бетонным шоссе).
2) Рисунок грязевых шин очень агрессивен. Шины не смогут предложить комфорт, как если бы вы оставили на квадроцикле оригинальные заводские шины.
3) И еще. Грязевые шины имеют направленный рисунок срединного типа. Это означает, что боковая стабильность на холмистой местности будет посредственной.
Шины для проселочных дорог — Еще такие шины называют «All-Terrain», вседорожные шины. Такие универсальные шины являются попыткой производителей создать шину, способную перемещаться по большинству дорожных покрытий. Вседорожные шины хотя и не преуспевают на каждой конкретной поверхности дороги, тем не менее, предлагают уверенное перемещение на большинстве местностей. Если есть возможность купить только один комплект резины для квадроциклов, то эти шины будут на втором месте по выбору.
Рисунки протекторов на любых вседорожных шинах очень разнообразны. Но особенно это характерно для шин для ATV. Глубина протектора на таких шин колеблется от 1,25 до 2 см. Обыкновенно протектор состоит из размещенных с перекрытием ребер и меньшими свободными промежутками между ними, чем у грязевых шин. Учтите еще одно — если вы покупаете комплект вседорожных шин для езды по изменяющимися поверхностям, смотрите на шины с лучшими способностями к самоочистке.
Вседорожные шины обычно обеспечивают лучшую боковую и вертикальную стабильность в сравнении с остальными шинами. Они обеспечивают лучшую ходимость в сравнении с грязевыми шинами. Чтобы подытожить объяснение: если вы большую часть времени ездите по проселку, иногда заезжаете в грязь, иногда в песок, на дороге попадаются камни, вседорожные шины — лучший выбор для вас.
Шины для песка — Эти шины отличаются рисунком протектора «весельного» или «лопастного» типа. Переднее колесо обычного имеет типовой рисунок: выраженное центральное ребро по центру беговой дорожки шины. Это единственный вид протектора, который может обеспечить устойчивое прямолинейное движение в песке. Все остальные шины практически сразу закопаются..Более того, использовать такие специализированные шины в песке настойчиво рекомендуется, т.к. использование остальных быстро приведет к перегреву ATV.
Шины для песка имеют только одно назначение — это песок. Не пытайтесь использовать из на проселке, в грязи, или на асфальте. Во первых они не имеют никакой боковой стабильности. Во-вторых, они мгновенно изотрутся на любой поверхности за исключением песка.
Шины для песка очень специальные, их покупка имеет смысл только в том случае, если вы катаетесь в дюнах более двух раз в год.
Гоночные шины — Подобно шинам для песка, гоночные шины проектируются исключительно под средне- и твердую поверхность проселочных дорог (имеются ввиду дороги без асфальтобетонного покрытия. И аналогичных гоночных трасс и колец. Эти шины отличает плоская беговая плоскость, протектор состоит из небольших шашек. Предназначены такие шин исключительно для скоростных заездов и гонок.
Какой вывод можно сделать из всего этого? Если квадроцикл ездит по всем типам поверхности, покупайте самый агрессивный из вседорожных шин (шин для проселочных дорог), они будут не оптимальными, но на круг лучшими. Если проблем с деньгами не испытываете, купите два, или даже три комплекта специализированных шин. Удовольствие дорогое, зато и получите максимум возможного от езды.
Для большинства из нас цена является определяющим факторов при выборе шин. Цена может находиться в пределах от 1000 рублей за бюджетную шину, до 7000 тысяч за специализированную шину. В среднем за комплект хороших шин придется выложить
Как минимизировать расходы? Можно экономить на марке шины. На рынке сейчас десяток фирм, десятки типоразмеров и сотни моделей — есть из чего выбрать, да и цена на них будет отличаться весьма значительно. Покупайте не в сезон, продавцы обычно продают их с дисконтом.
Обычно дилер рекомендует заменять заводские шины на равнозначные, или близкие к оригинальным — по высоте и ширине. Производители тратят огромные средства и массу времени для того, чтобы типоразмер шины полностью соответствовал возможностям квадроцикла — передаточным числам, мощности двигателя, управляемости, применимости компонента — и все это до того, как квадроцикл будет отгружен заводом дилеру. Попробует перечислить все позитивные моменты от изменения типоразмера шины:
a. Уменьшение диаметра шины — уменьшает максимальную скорость и увеличивает обороты двигателя. Увеличится скорость старта, но скорость финиширования уменьшится. Поездки на маленьких колесах скажутся на некоторых компонентах вашего квадроцикла (т.е. на двигателе, трансмиссии, осях и т.п.), т.к. вращение колес будет повышенным. Шины малого диаметра обеспечат более устойчивую, но менее гибкую езду. Речь идет, конечно, о наружном диаметре, а не о посадочном диаметре шины. Хотя эти диаметры имеют зависимость между собой.
b. Увеличение диаметра шины — увеличит общую скорость и снизит обороты двигателя. Уменьшается скорость старта, но увеличивается скорость финиширования увеличится. Однако установка слишком больших шин может пагубно сказаться на жизнестойкости некоторых деталей вашего квадроцикла т.е. на двигателе, трансмиссии, осях и т.п.) из-за увеличившейся массы вращающихся тел. Одновременно уменьшится частота вращения колес. Если идти далее, то слишком большая шина приведет к перегреву двигателя квадроцикла, ему придется работать интенсивнее для того, чтобы провернуть колесо большей массы и размера. Большие колеса обеспечивают более плавную и мягкую езду. И последние, возросшие массы снижают эффективность торможения, что, однако, немного компенсируется возросшим пятном контакта.
c. Широкая шина — увеличит пятно контакта с поверхностью дороги, что увеличит сцепление, особенно поперечное. Слишком широкая шина увеличит неподрессоренную массу, уменьшит тормозные возможности и нагрузит трансмиссию. Еще широкая шина может создать проблемы с элементами тормозов и подвески квадроцикла. Если говорить проще, то колеса могут при определенных маневрах войти в контакт с некоторыми неподвижными элементами квадроцикла.
d. Узкая шина — уменьшит пятно контакта с поверхностью дороги, что в большинстве случаев скажется негативно. Некоторые пользователи утверждают, что более узкие шины — особенно грязевые — работают более эффективно, чем широкие шины. Эти дискуссии идут годами, а аргументом является следующее: Узкие шины тонут в грязи и контактируют с твердой основой. А широкие шины будут флотировать (плавать на поверхности) и скользить на жидком верхнем слое. Пока идут дискуссии, большинство профессиональных участников трофи-рейдов выбирают широкие грязевые шины.
e. Высота боковины — Еще это называют профилем шины. В настоящее время на большинстве квадроциклов установлены шины с очень высокой боковиной (при не очень большом посадочном диаметре). Наиболее популярным посадочным размером является 12″, гораздо реже — 14″. Как и с наружным диаметром и шириной, высота боковины тоже имеет свои плюсы и минусы в эксплуатации. Расскажем и об этом, хотя в большинстве реальных случаев эксплуатации владелец квадроцикла сохраняет посадочный диаметр (заводские диски), ставя шины с большим наружным диаметром и шириной.
Короткая боковина шины при сохранения общего наружного диаметра будет означать, что стоит диск большого диаметра. Это дает хороший дорожный зазор, особенно, если вы используете пониженное давление в шине (для лучшего сцепления). Известно, что короткая боковина будет менее гибкой, чем длинная. И это может быть как хорошо, так и плохо — в зависимости от назначения квадроцикла.
Большая боковина обеспечит большую эластичность, чем короткая. Это хорошо для трофи по бездорожью, но очень плохо для скоростных заездов, гонок по твердой поверхности. В ряде случаев более высокая боковина может быть легче пробита, чем короткая.
Итак, какой же вывод из всего сказанного? Для непрофессионала крайне рекомендуется придерживаться заводского типоразмера шин. А если вы уже продвинутый пользователь (как вам кажется), то при замене шин на тюнинговый размер постарайтесь поддерживать разумный баланс между желанием и возможным результатом. Это снизит риск повреждения ходовой части вашего квадроцикла, его подвески и других частей.
Новичков всегда интересует этот вопрос. Посмотрите на имеющиеся колеса вашего квадроцикла. Почти все утилитарные квадроциклы будут иметь круглую форму шин. Мы говорим, конечно, о поперечном сечении. А большинство спортивных квадроциклов будут иметь плоский профиль шины.
Плоские шины имеют большую опору на плоскость, они обычно спроектированы для средне- сильно утрамбованную поверхность. Такие шины обеспечивают пилоту выполнять контролируемые повороты в заносе. Такие шины обеспечивают превосходную стабильность боковины.
В противоположность им, круглые шины будут подминаться под себя в крутых поворотах, особенно на твердых поверхностях. Круглые шины разработаны для большей универсальности. В отличие от своих плоских собратьев, круглые шины лучше функционируют в мягкой, вязкой окружающей среде. Да, и еще — круглые шины по большей части будут более комфортными.
Так какой вывод, какие шины выбрать? Хорошее эмпирическое правило — для утилитарных и внедорожных полноприводных ATV будет резонно выбрать круглую шину, а спортивный квадроцикл успешнее отработает на шинах с плоской беговой плоскостью.
Эта тема — полные дебри для новичков, выбирающих комплект шин. Все шины делаются из некоего набора слоев полимеров. Обычно производитель не склонен распространяться о секретах конструкции этого сложного пирога. Поэтому потребителю остается только уточнять количество слоев в шине и конструкции. Эти параметры обуславливают гибкость, стабильность и управляемость шины.
a. Количество слоев — В прежние годы (много лет назад), конструкция шины определялась количеством слоев в каркасе. Эта норма слойности использовалась в то время, когда менее эластичный материал (таким была резина в те годы) применялся при создании каркаса шины. Так как материал был не очень прочным, накладывалось несколько крепленных и сваренных слоев для обеспечения прочности и стойкости. По мере появления новых технологий и материалов, шина стала изготавливаться из меньшего количества слоев (2 или 3) материала, но прочность и износостойкость остается такой, как если бы было применено 6 или 7 слоев. В итоге, сейчас на шине может стоять маркировка 6 слоев (согласно традиционным стандартам), но реально там только пара слоев.
b. Радиальные шины против диагональных — Вплоть до недавнего времени большинство шин для ATV были диагональными. Диагональные шины состоят из слоев или полос (обычно это обрезиненные слои текстильного корда, чаще нейлонового), уложенных диагонально (обычно 30 градусов) — от одно борта к другому. Один слой уложен по диагонали в одном направлении, а последующие слои накладываются в противоположных друг к другу направления. Диагональные шины обычно менее гибкие, чем радиальные, но обычно крепче своих радиальных собратьев.
Радиальные шины появились на рынке запчастей для квадроциклов относительно недавно. Они создаются из двух частей. Первая слой из обрезиненной стальной проволоки формирует каркас шины. Второй слой из множества обрезиненных стальных поясов размещается в подпротекторном пространстве. Он формирует сильный стабилизирующий элемент шины. Радиальная конструкция делает шину более гибкой, что снижает сопротивление качению и улучшает экономию топлива.
Что является критерием выбора в части конструкции шины? Попытайтесь выбрать разумный баланс прочности для вашей шины. Большая прочность каркаса чаще всего (но не всегда) может означать более жесткий, но менее эластичный каркас. Меньшая прочность каркаса будет означать (но не всегда) более мягкий каркас, что также указывает на более слабую шину, более склонную к проколам. Окончательный вердикт относительно преимуществ конструкции радиальной шины против диагональной еще не вынесен. На этот момент мы придерживаемся целесообразности выбора диагональных шин, пока не получим больше опыта с радиальными.
Еще один фактор при покупке шины — где ее купить. Шины можно купить у дилера по квадроциклам или в розничном магазине. Еще популярны покупки через интернет. Обычно дилерские шины получатся подороже, в магазине это обойдется дешевле. И самые дешевые цены — в интернете (правда, их там может не быть в наличии). Не обманывайтесь очень низкой объявленной ценой за шины в интернете. Стоимость доставки как правило несколько омрачают впечатления от первично заявленной цены.
Текст: Рик Вебстер
Перевод и иллюстрации: STARCO